Новости

Может ли телевидение быть молодежным?

СМИ О НАС
Уже давно бытует представление, что молодежь смотрит что угодно, только не телевизор.
Блоги, социальные сети, сериалы на интернет-платформах, юмористические шоу, видеоклипы – безусловно, все это является видеопродукцией, но телевидение – это другое. Это то, что входит в дом и охватывает самую широкую аудиторию. На него не надо специально подписываться (если это не платные каналы) и можно смотреть не одному, а со всей семьей. Это то, что потом можно обсуждать с друзьями и знакомыми. Это может нравиться или не нравиться, этим можно возмущаться или восторгаться, но главное, что получаемая информация изо дня в день формирует сознание, эмоционально воздействует и дает модели поведения. Разве не это так необходимо сегодня для молодежной аудитории?

Институт современного искусства совместно с телеканалом «Просвещение» провел в Арт-центре на «Красном Октябре» 17 и 18 апреля знаковое мероприятие – стратегическую сессию «Молодежное телевидение». Цель сессии состояла в том, чтобы сами представители молодежи – старшеклассники, обучающиеся в медиаклассах, а также студенты представили на конкурсной основе свои творческие проекты и рассказали, каким они видят современное молодежное телевидение. Всего участвовало 11 команд, в том числе две команды ИСИ, команда студентов-юристов, выпускники Высшей школы телевидения, а также учащиеся школ и гимназий Москвы и Подмосковья. По условиям конкурса победителю предоставлено право снять свою программу и выпустить ее в эфир на телеканале «Просвещение».
Первый день сессии прошел в формате лекций и мастер-классов. Открыла сессию ректор ИСИ Ирина Сухолет, которая напомнила собравшимся значение самого слова «телевидение» – дальновидение. Здесь можно уловить не только греческое значение корня «теле», но и метафорический смысл – не просто видеть на далекое расстояние, а смотреть вдаль, то есть в будущее. По мнению большинства выступивших на сессии, будущее молодежного телевидения может обеспечить сама молодежь – то есть передачи должны не только отвечать интересам молодежи, а создаваться непосредственно силами молодых журналистов, режиссеров, операторов и ведущих.

Первым выступил генеральный директор телеканала «Просвещение» Владимир Косенчук. Он подтвердил намерение снять и показать в эфире лучший телепроект (а может быть, и не один), представленный на конкурс. При этом он отметил, что создавать контент не так просто, этому надо учить. Сравнивая современное вещание с телевидением 90-х, Косенчук рассказал о тех огромных изменениях, которые за это время произошли как в технологиях, так и в содержании программ. Конечно, большую роль играет финансирование, но, как было сказано, деньги не должны решать все.

Следующим выступил известный блогер Михаил Онуфриенко. Он попытался ответить на вопрос, какие новости нужны молодежи. Однако он утверждал, что телевидение может быть только коммерческим, иначе кто будет за все платить? Но контент должна создавать сама молодежь.

Последнюю мысль подхватил блогер Иван Кондаков, подчеркнув, что зритель стал гораздо более требовательным к контенту: «Не прикольно – не смотрю». Поэтому надо важные вещи объяснять понятным языком.
Студентка 1-го курса ИСИ Виктория Рязанцева задала вопрос, можно ли подавать политические новости «не так нудно»? В этом ее поддержал психонейроиммунолог, доцент НМИ психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Александр Блинков. В целом он говорил о психологическом здоровье и интеллектуальном потенциале молодежи. Кстати, сказал о таком негативном факторе, влияющем на эмоциональное состояние, как одиночество. По данным исследований, 44% людей в возрасте от 16 до 24 лет чувствуют себя одинокими. И здесь также есть ресурс, связанный с телевидением: ведь человек, появляющийся на телеэкране, кажется нам близким. С этим же связан механизм кумирообразования. Кумиры и образцы для подражания нужны молодежи, и во многом эти образцы дает именно телевидение.

Одиночество в сети кажется нелепым, но это веяние времени. Современному зрителю надо учиться не быть пассивным, использовать возможность информационного диалога, чтобы заявить о себе и повлиять на ход истории. Человечество ждет новых людей на ТВ, и у нас они уже есть.

По одной из самых актуальных тем – искусственному интеллекту – выступил Игорь Ашманов, известнейший специалист в данной области. В качестве предупреждения он высказал мысль, что вместе с программами ИИ нас могут ввергать в чуждую культурную среду, поэтому надо внедрять отечественные разработки. По существу о воспитательной миссии молодежного ТВ он высказался довольно резко, заявив, что «молодежь надо вытягивать на культурный уровень, а не валяться с ней в грязи».

Завершающим очным выступлением в этот день стало выступление выпускника ИСИ, корреспондента и спортивного обозревателя ТАСС Романа Шлуинского. Он говорил в большей степени о роли мотивации к журналистской деятельности. На основе собственного опыта он посоветовал молодым журналистам не ставить во главу угла заработок, так как деньги не должны играть главную роль в профессиональном продвижении.

«Не бойтесь работать бесплатно», – Роман говорил кратко, точно и необычно, раскрывая причину своего успеха. Начал активно работать в крупнейшем агентстве страны еще студентом кафедры журналистики ИСИ и уже занимает заметное положение в профессиональной медиасреде.
После небольшого перерыва участникам сессии было предложено посмотреть заранее записанное выступление журналиста ВГТРК Андрея Ивлева. Видеолекция была посвящена особенностям работы журналиста на телевидении и сопровождалась показом репортажей, которые выходили в эфир в программе «Вести. Дежурная часть», ведущим которой является Ивлев. Были рассмотрены все виды работы тележурналиста, от редакторской и авторской до организаторской и технологической. Важное внимание было уделено речи телеведущего с примерами ошибок: как известно, лучше учиться на чужих ошибках, чем допускать свои, – но ключевое слово здесь «учиться».

Видеолекция Ивлева с примерами репортажей сделана в форме урока для тех, кто уже готов перепрыгнуть экран на другую сторону от видеокамеры. Работа на телевидении в роли репортера требует постоянного решения задач с множеством неизвестных. За время короткой командировки в авральном режиме привычный мир уплывает из-под ног, и доминанту сообщения приходится искать снова.

Второй день сессии начался с представления команд – так называемых визиток. В основном это были короткие видеоролики об участниках команды. После этого состоялся квиз – интеллектуальная игра по теме телевидения. Квиз провел профессионально и с юмором выпускник актерского факультета ИСИ, ныне телевизионный журналист Александр Молочко. Задания викторины были самые разные: от вопроса о том, как у ведущей программы «Время» Екатерины Андреевой в прямом эфире сломался стул, до необходимости угадать, какому спортивному комментатору принадлежит записанный голос и какое здание изображено на фотографии с закрытыми буквами названия ТАСС. Страсти кипели нешуточные! Квиз оказался отличной разминкой перед основной частью сессии – презентацией проектов будущих передач.

Трудно, да и нет необходимости описывать здесь все предложенные проекты. Достаточно констатировать, что абсолютно все команды, независимо от того, школьники это были или студенты, выдали такое количество смелых идей и креатива, что хватило бы на целый цикл передач разной тематики и жанров. В приоритете оказались ток-шоу с элементами реалити и подкасты, также проекты в жанре интервью с интересными людьми. Так, школьники из Звёздного городка предложили такой проект с участием космонавтов. Студенты ИСИ выступили с двумя проектами: «Без тени смущения» (ток-шоу с непредвзятым обсуждением проблем молодежи) и «Амулет» (развлекательное шоу с элементами психологического исследования на темы магии).

Представление проектов длилось более трех часов. Жюри, удалившись на совещание, довольно долго не возвращалось в зал. По всему было видно, что выбрать победителя было очень трудно. В итоге все призовые места были отданы школьникам, так как именно для них было важно получить возможность «круто попасть на ТВ». Многие студенты туда уже практически попали.
Теперь дело за малым – успеть изменить мир до того, как владеть им с помощью информации станут личности, далекие от интересов людей.

Демонстрации телепроектов в «Красном Октябре» показали прогрессивную особенность современной молодежи. Нынешнее поколение вырастает под прицелом объектива и, как только может помнить себя, сверяет свое поведение с видеозаписью. Они могут себе позволить сразу стать уверенными и разумными, не чувствуя возрастных барьеров.

Подводя итоги сессии, ректор ИСИ Ирина Сухолет пообещала всем, и не только победителям, возможность реализовать представленные ими идеи и выпустить передачи в эфир на телеканале «Просвещение». Кому, как не молодежи, создавать телевидение будущего. Можно с уверенностью сказать, что в ходе сессии были продемонстрированы инновационные подходы к профессиональной подготовке журналистов, и поэтому многие старшеклассники утвердились в намерении продолжать учиться и работать в сфере массовых коммуникаций.

Московская Правда - Лев Московкин.
Made on
Tilda